среда, 12 ноября 2008 г.

Забывание

Проблема забывания до сих пор не решена однозначно. Существует несколько дополняющих друг друга теорий забывания.

1. Первым кто детально исследовал процесс забывания был Герман Эббингауз (1850-1909). Он открыл ряд закономерностей забывания, наиболее известные из которых: кривая забывания и эффект края. Кривая забывания показывает сколько информации осталось в памяти от первоначально заученной с течением времени (см. рисунок 1).


Рисунок 1. Кривая Эббингауза

Эффект края говорит о том, что при запоминании информации порциями, информация по краям порции (в начале и в конце процесса запоминания) запоминается лучше.
2. Далее процесс забывания интересовал Зигмунда Фрейда (1856-1939). Он полагал, что забывание связано с вытеснением (repression theory) информации в бессознательное по причине ее неприемлемости для сознания. Данная теория относиться в большей части к личной информации, чем к информации вообще, поэтому эту теорию вряд ли можно использовать в мнемонических целях.
3. Доминирующей теорией забывания в 20 веке стала теория интерференции (interference theory). Суть данной теории сводиться к тому, что 2 набора информации в мозгу подавляют друг друга по определенному принципу, а именно поисковый запрос (стимул) одной информации совпадает с поисковым запросом другой. Выделяют проактивную интерференцию, когда старая информация уничтожает вновь запоминаемую и ретроактивную – когда новая информация перекрывает старую. Андервуд и Постман (1960) показали, что интерференция максимальна, когда две разные реакции связаны с одинаковым стимулом, средняя, когда две схожие реакции связаны с одинаковым стимулом и минимальна, когда используются два разных стимула.
4. Впоследствии было показано (Андерсон, 2003), что существует механизмы сознательного подавления памяти (inhibitory mechanism), которые позволяют не помнить определенную информацию.
5. Наравне с теорией интерференции развивалась и теория распада (decay theory), которая утверждает, что следы памяти со временем распадаются сами собой, если не используются. Данная теория отличается от теории интерференции тем, что не делает особых различий между новой и старой информацией, а акцентирует внимание на времени и использовании.
5. С развитием когнитивной психологии стала популярна теория сигналозависимого забывания (cue-dependent forgetting). Суть теории заключается в том, что мы теряем стимул, который позволял находить нужную информацию. Это сравнимо с книгой в библиотеке, которую мы поставили не на ту полку и теперь не знаем на какую, индекс-то не помогает. В рамках данной теории предложен принцип специфичного кодирования (encoding specificity principle), который гласит: если на момент поискового запроса в памяти будет тот же стимул, что и при запоминании поиск ускорится и достигнет цели с большей вероятностью. Бывало ли так, что вы что-то запомнили, а пока поднимались по лестнице забыли, и чтобы вспомнить приходилось возвращаться. Данный принцип объясняет этот феномен, информация как бы привязывается к контексту.
6. Данная теория объясняет, почему память работает на узнавание лучше, чем на воспроизведение. Это связано с тем, что при узнавании поле стимула всегда имеет большее пересечение с исходным полем стимула, чем при воспроизведении.
7. Кроме того данная теория рассматривает особый внутренний контекст настроения (mood-state-dependent memory), который также всегда входит в стимул как и окружающий внешний контекст. Показано, что информация лучше вспоминается в том настроении, в котором запоминалась.
8. Разновидностью теории сигналозависимого забывания является теория изменения контекста (context-change theory), что забывание происходит по причине изменения контекста в моменты сохранения и воспроизведения.
9. С появлением новых данных по нейропсихологии и нейрофизиологии памяти стала развиваться теория консолидации (consolidation theory), суть ее заключается в том, что если информация не переходит в долговременную память она забывается. Процесс перехода информации из кратковременной электрической памяти в долговременную белковую память и называется консолидацией. Данная теория хорошо согласуется с кривой Эббингауза. Исследования показали, что память работает лучше, если между сохранением и воспроизведением испытуемый спал. Это связано с функцией гиппокампа, согласно ряду исследований он отвечает за ускоренное повторение информации во сне. Но данная теория не дает ответ на вопрос, почему интерференция возрастает, если две разные реакции ассоциирует с одинаковым стимулом.
10. Теперь рассмотрим данные теории с точки зрения системной мнемоники (или мнемологии). Кривая Эббингауза предполагает, что информация запоминается на контекст, то есть стимул как бы не известен, не важен на этапе запоминания. Так получается каждый раз, когда вам предлагают запомнить что-нибудь бессмысленное: список слов, слоги, цифры, буквы и т.д. С осмысленной информацией дело обстоит иначе, так как мы на этапе запоминания уже предполагаем алгоритм вспоминания или вернее уточняем стимул. Также было показано, что двигательные навыки забываются намного медленнее, чем предполагает кривая Эббингауза. Для мнемологии важна структура аллода, стимул, реакция, способ хранения и пр. Мы не можем рассуждать о забывании в терминах кривых. Если рассматривать именно эксперимент с бессмысленными слогами, то можно рассуждать следующим образом. Мы создаем аллод, где стимулом будет контекст (фон, шум), причем если мы потеряем сам контекст, то уже вряд ли что-то вообще вспомним. Далее начинаем класть на него последовательно слоги, при этом возникнет жуткая интерференция, и большая часть информации становится недоступна, происходить забывание. Учитывая, что при воспроизведении оставшейся части остаток еще более затирается, а воспроизведение в таком аллоде будет спонтанное (основная часть стимула – фон, шум), возникнет эффект затухания изображенный на кривой Эббингауза.
11. Необходимо особо остановиться на том, в чем суть забывания в данном случае. Допустим, мы запомнили 100 слогов, это значит, что у нас будет аллод с одним входом и 100 выходами. Каждый выход равновероятен, так как мы не знаем структуры стимула. Значит, вероятность вспомнить каждый слог 1%. Как только мы вспомнили некий слог, происходит увеличение его значимости в данном аллоде, его вероятность увеличивается, остальные же слоги теряют свою вероятность. Пусть теперь данный слог имеет вероятность 10%, остальные же по 0,91%. Повторяя данную операцию 10 раз, мы имеем 10 слогов с вероятностью близкой к 10% и 90 слогов с вероятностью близкой к 0%. Так происходит забывание. Это одновременно можно назвать и интерференцией и утратой стимула.
12. Эффект края можно объяснить следующим образом (с некоторыми поправками на кратковременную память). При переходе от одной деятельности к другой меняется контекст. Учитывая то, что процессы памяти не мгновенны, а затянуты во времени, начало запоминания попадает на контекст A (до запоминания), середина запоминания попадает на контекст B (процесс запоминания), а конец запоминания попадает на контекст C (после запоминания). Разные контексты создают разные стимулы, что облегчает восстановление, разрежая соответствующие аллоды. Скажем, 10 первых слогов попало на контекст A, 80 средних на – B, 10 последних на – C. Если же постоянно менять контекст, то запоминание будет еще лучше, правда надо учитывать особенности внешнего (окружения) и внутреннего (настроения) контекста. Можно даже построить некую функцию изменения контекста и уровень интерференции будет обратно пропорционален модулю ее производной (см. рисунок 2).


Рисунок 2. Функция изменения контекста

13. Теорию вытеснения Фрейда можно объяснить снятием мотивации с аллода (см. Мотивация аллода). Если некая информация неприятна, она может быть и будет помещена в зону где информационные импульсы не будут попадать в нее. Точнее говоря, общая структура аллодов будет реорганизована с учетом полезности и приятности информации.
14. Теория интерференции в рамках мнемологии объясняется очень просто: при создании аллодов с неоднозначным выходом, он будет работать недетерминировано, то есть выдавать на одинаковый запрос разные ответы. Выход из аллода как бы распараллеливается. При определенном уровне асимметрии будет наблюдаться то проактивная, то ретроактивная интерференция. Для уточнения ситуации надо изучить структуру аллода. Например, если вы сменили телефон, то долгое время старый телефонный номер будет затирать новый при запросе «мой телефонный номер». А вот если новый телефонный номер «золотой» (777-77-77), то этого может и не наблюдаться.
15. Теория распада следа памяти может быть описана с помощью либо с помощью интерференции, то есть распараллеливания аллода, либо утратой доступа из-за обрыва сложной цепочки стимул-реакция, либо снятием мотивации аллода как при вытеснении Фрейда, а возможно и комбинацией всех этих причин. Во всяком случае, мы отвергаем мысль о том, что информация так-то затирается в мозгу. Любой след остается пусть даже незначительный, просто большая часть следов сильно завязана на контекст и не поддается восстановлению. Это очень важное утверждение, которое переворачивает с ног на голову постулат о пользе повторения. В данном месте уместно упомянут только о том, что более важно не количество повторов, а качество организации.
16. Теория сигналозависимого забывания самая интересная из всех, потому что она ближе всего к структуре аллодов и их сетей. Она приближает нас к пониманию того, что память это в большей степени сложный сознательный процесс, а не просто безличное свойство нервной ткани.
17. Здесь стоит упомянуть важное положение мнемологии, согласно которому информации не попадает из памяти в сознание случайным образом, а преобразуется (см. Основные процессы памяти). То есть один квант информации, удерживаемый в сознании преобразуется в другой квант информации, который попадает в сознание в результате данного преобразования. При этом исходный квант информации как бы содержит в себе правило преобразования, вернее указатель на тот аллод, который должен преобразовать информацию. Вот таким путем непрерывно изменяется содержание сознания, только при этом надо не забывать о восприятии, то есть попадании информации нижнего уровня, и волении, то есть попадании информации с верхнего уровня (см. Мнемологическая модель психики).
18. Развивая эту мысль можно утверждать, что из одной информации не может быть получено две. Всякий раз, когда выше мы описывали аллоды с одним входом и несколькими случайными выходами, мы имели в виду не что иное, как аллода где два входных стимула отличаются только неизвестной частью (шумом, контекстом). Причем в момент фиксации аллода истинным стимулом является сложная комбинация фокусной и периферийной части внимания. В действительности не возможно чтобы аллод имел один стимул и 2 случайные реакции, случайность всегда обусловлена контекстом.
19. Учитывая данные оговорки можно рассмотреть теорию сигналозависимого забывания. Основная причина забывания заключается в том, что мы не можем удерживать непосредственно в сознании большое количество стимулов. Это приводит к тому, что для запоминания больших объемов информации нам надо ее организовать иерархическим или сетевым путем. Так обстоит дело с языком и другой осмысленной информацией. Чтобы получить прямой доступ к 1000000 порциям информации необходимо иметь 1000000 стимулов и 1000000 аллодов. Поэтому мы не имеем прямого доступа к такому количеству информации, а имеем только опосредованный. Он может быть опосредован: контекстом, предметами, настроением, запахами, вкусами, деятельностью, тем, что мы говорим, думаем, читаем и пр. Как правило, мы этого не замечаем, нам кажется, что вся наша память непосредственно нам доступна, но это не так. Важно понять, что память функция деятельности и ее обстоятельств, а не какая-то копилка данных вроде дискеты. Основной способ иерархической и сетевой организации памяти – это язык. Например, мы можем индексировать 1000000 порций информации 2000 слов. Для этого нужно взять 1000 прилагательных и 1000 существительных и использовать все их комбинации. Только надо четко понимать, что комбинация должна быть целым, то есть больше суммы частей.
20. Как правило, при восприятии аллоды конструируются очень быстро, и мы не успеваем их размещать в нашей организационной сети памяти. Это значит, что большая часть информации висит на контексте. Когда мы подключаем обратную связь, то есть пытаемся снимать информацию с контекста, она группируется в пучки, подобно тому, как это описано в п. 11. Вероятность одних выходов увеличивается, вероятность других уменьшается. Вероятность большей части становиться настолько низка, что можно ей пренебречь и считать информацию полностью забытой, как у аллодов B1 и C1 рисунке 3. Учитывая наш способ обратный связи основанной на языке и существенных деталях, у нас в памяти остаются только основные, значимые для нас контуры первичной информации. Если это была деятельность, то только ключевые моменты. Если текст, то общий смысл. Если разговор, то общие впечатления или принятые решения. Это происходит не потому, что что-то стирается из памяти, а потому, что информации слишком много, чтобы она была непосредственно доступна. Мы просто физически не способны подобрать ключ, а порой даже ключ к ключу ключа.


Рисунок 3. Потерянные аллоды

21. Кроме того, что большая часть аллодов сразу теряется, некоторая их часть может быть утрачена вследствие неправильной организации. Скажем, некто пытается запомнить номер квартиры знакомого, делая стимулов вид его двери. Он наивно полагает, что как только вспомнит вид двери, сразу вспомнит и номер квартиры. Но он забывает о том, что вид двери также надо предварительно вспомнить. Он теряет элемент цепи, и она уже не срабатывает. Зачастую, такие вещи проделываются бессознательно. Например, некто старательно зубрит стишок. Стишок либо сам склеивается в ритмичную цепочку, если есть определенные мнемические навыки в звуковой модальности, либо ему помогает контекст. Во втором случае в процессе воспроизведения будут иногда выпадать определенные строки или слова. Можно привести более сложный пример, скажем, когда некто ездил отдыхать на юг, в определенный день он отправился на экскурсию, там он зашел в ресторан, где увидел компанию сидящую за столиком в углу, и ему понравилось украшение одной из девушек. Вот вам цепочка как минимум из шести звеньев (А – поездка, B - экскурсия, C – ресторан, D – компания, E – девушка, F – украшение). Если будет утрачено одно из звеньев, то сам факт такого происшествия будет забыт, и сознательно его восстановить будет очень и очень сложно. Чтобы это сделать надо будет последовательно воссоздавать контекст каждого звена, переходя к следующему. Допустим, мы вспомнили ресторан, еду, официанта, о чем разговаривали с друзьями, но добраться до компании в углу не можем, это просто было не существенно на этапе сохранение и со временем снизило вероятность доступа (см. рисунок 4). Все это осложняется тем, что в данном случае мы даже не знаем, что ходим вспомнить, не говоря уже о том, что из каждого аллода растет целое дерево воспоминаний и нам предстоит шесть раз выбрать правильную ветвь.


Рисунок 4. Разрыв цепочки

22. Стоит упомянуть, как происходит самоорганизация аллодов. Данный процесс происходит в соответствии с мотивацией и деятельностью (см. Мотивация аллода). То, что описывается по Фрейду как вытеснение, и согласно теории распада как распад следа памяти, является именно следствиям данной самоорганизации памяти. Долговременная память основана на белках, которые имеют тенденцию задавать некий ритм, как бы навязывать некий шаблон деятельности и соответственно актуальность информации. Если информация включена в деятельность, мы говорим, что соответствующие аллоды мотивированны, иначе – нет. Информация, заключенная в мотивированных аллодах повторяется автоматически (эффект автоповторения, который активно используется в мнемологии). Мотивированные аллоды имеют тенденцию перетягивать вероятность на себя, тем самым, снижая ее у остальных немотивированных аллодов. В конечном итоги немотивированные аллоды исключаются из цикла деятельности, а информации забывается (см. рисунок 5).


Рисунок 5. Немотивированные аллоды

23. Обобщая вышесказанное. Мнемология утверждает, что причиной забывания является утрата стимула, ключа, подобно теории сигналозависимого забывания. Но она также признает и три основных причины утраты ключа: 1) использования контекста в качестве ключа, 2) неправильная организация, 3) неправильная мотивация. Мнемология может также дать практические рекомендации как устранить (или хотя бы снизить эти эффекты): 1) вместо контекста всегда использовать специальные ключи, либо сделать сам контекст управляемым, 2) использовать иерархическое или сетевое хранилище и всякий раз помещать нужную информации туда, приписывая ей однозначное место, 3) организовать хранилище сообразно деятельности. Все эти рекомендации реализуются в Храме.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Это лучшая работа о памяти, которые я находил. Свежая и разнообразная информация и причём в одной статье. Написано очень ёмко. Спасибо огромное!