пятница, 14 ноября 2008 г.

Парадигмы и синтагмы

Понятия парадигма и синтагма мы заимствуем из лингвистики для мнемонических целей, при этом немного изменяя их смысл.

1. Понятия парадигма и синтагма (в лингвистическом контексте) можно объяснить очень просто, не вдаваясь в точные определения. Возьмем несколько предложений:

Сломать стальной молоток
Сказал стальному молотку
Бить стальным молотком
Говорить о стальном молотке

Внутри них словосочетание «стальной молоток» является синтагмой, причем в каждом предложении разные синтагмы в зависимости от падежа. Если мы соберем все вариации одного слова из словосочетания и объединим их в группу, то она будет являться парадигмой. В данном случае парадигму слова «молоток» составляют слова:

Молоток
Молотку
Молотком
Молотке

2. Теперь рассмотрим схожий вариант, но уже в контексте мнемологии. Возьмем несколько образов предметов:

Синяя книга
Стакан
Туалетная бумага
Кастрюля

Теперь расчленим каждый образ на 3 составляющие: цвет, форма, материал.

Синяя книга = синий + прямоугольник + бумага
Стакан = прозрачный + цилиндр + стекло
Туалетная бумага = белый + цилиндр + бумага
Кастрюля = серый + цилиндр + железо

Мы будем говорить, что объединенные вместе 3 существенные свойства образа образуют его синтагму. Причем для образа может существовать несколько синтагм, в зависимости от набора свойств, которые в данном случае считаются существенными. Например, мы могли бы выделить свойство фактуры, веса или наоборот не учитывать свойство цвета. Теперь сгруппируем все вариации одного свойства и получим парадигмы свойств.

Цвет = синий + прозрачный + белый + серый
Форма = прямоугольник + цилиндр
Материал = бумага + стекло + железо

3. Если более детально раскрывать понятия парадигма и синтагма, то можно сказать, что в мнемологии отношение между парадигмой и синтагмой не обязательно «определяющее-определяемое». Скорее его можно сформулировать так: синтагма – это мысль, а парадигма – категория, группирующая мысли связанные с данной мыслью. Мы можем рассматривать мысль через определенный набор парадигм. Например: возьмем парадигму «людности» и будем рассматривать следующие синтагмы: одиночество, площадь, выборы, школа, заключение. Первая и последняя будут напоминать о малой людности, остальные – наоборот. Надо учитывать, что некоторые синтагмы не будут иметь прямого отражения в некоторые парадигмы. Всегда можно найти опосредованное, но не всегда оно будет однозначно. Возможна даже ситуация, когда прямое отражение изменяется.
4. Надо также понимать что синтагма и парадигма это некий взгляд на мысль в конкретном рассмотрении. В одном рассмотрении мысль или образ будет синтагмой, в другом парадигмой. Например, разбирая китайские иероглифы на графемы, мы будем полагать, что графемы составляют парадигму, а, разбирая сами графемы на черты, что графемы являются синтагмами (см. рисунок 1).


Рисунок 1. Графемы

5. Парадигмы и синтагмы можно использовать в мнемонике следующим образом. Представьте себе, что вы запоминаете некий предмет на контекст, то есть без всякой мнемоники, естественным путем. Образ данного предмета будет иметь нечеткую структуру, так как первичная информация, не обработанная на уровне языка всегда нечеткая. Это значит, вы не сможете точно вспомнить цвет, форму, фактуру и пр. Образ будет представлять некое пятно, которое со временем будет еще больше размазываться. Как правило, это происходит со всей информацией, которая не обработана вербально. Если же информация проходит вербальную обработку, то слова как бы прибивают пятно гвоздями к определенным ментальным точкам, и она уже не расползается. Например, некто видит животное, он говорит про себя: «Это животное, в длину около метра, у него 4 ноги, бурая шерсть с пятнами, вытянутая морда, белые клыки, когти на лапах». Вся эта информация как бы создает четкий каркас для образа, фиксирует это в четкой форме. Но денной информации естественно не достаточно чтобы представить образ. Чтобы его представить, надо его залить нечеткой массой. Все свойства в описании животного входят в некие парадигмы. Есть парадигма размера животных, цвета шерсти, способов хождения по земле, форм морды и т.д. Каждая парадигма построена, так что ее элементы отличаются друг от друга, и мы всегда можем понять, о чем идет речь, просто называя элемент. Если же данный вид животных мы встречаем часто, то можно часть признаков запаковать в готовую синтагму и не перечислять эти признаки. Говорить: «Это собака, такого-то цвета и размера». Это все позволяет быстро и четко фиксировать информацию.
6. Слова (или вернее понятия) естественного языка подвержены изменению. Они то и дело связываются с другими словами, получают различные коннотации, часто употребляются, участвуют в мышлении и т.д. Поэтому иногда полезно создать специальные парадигмы и синтагмы для чисто мнемонических целей. Например, широко известен индекс, основанный на буквенно-цифровом кодировании. Слово «ВаТа» индексирует 83, «пот» - 53, «чек» - 44 и т.д. Но когда требуется таким образом индексировать трехзначные числа, просто не хватает слов. В этом случае можно поступить очень просто. Подобрать 3 парадигмы по 10 свойств в каждой и сделать 3 синтагмы так, чтобы первая синтагма содержала 3 первых свойства из каждой парадигмы. А далее использовать эти 10 синтагм как индекс на 1000 чисел (000 - 999). Например, это можно сделать так:

Цвета (сотни):
0 - черный
1 - серый
2 - голубой
3 - зеленый
4 - красный
5 - белый
6 - желтый
7 - синий
8 - фиолетовый
9 - оранжевый

Материалы (десятки):
0 - животная органика
1 - метал
2 - ткань
3 - растительная органика
4 - глина
5 - мягкий полимер
6 - дерево
7 - стекло
8 - твердый полимер
9 - камень

Формы (единицы):
0 - четвероногий
1 - грибовидный
2 - дуговидный
3 - шаровидный
4 - гантелевидный
5 - плоский
6 - длинный
7 - цилиндрический
8 - треугольный
9 - прямоугольный

Синтагмы:
0 – черный кот
1 – стальной гвоздь
2 – голубые джинсы
3 – зеленое яблоко
4 – красный глиняный кувшин
5 – белый полиэтиленовый пакет
6 – деревянный кий
7 – синий стакан
8 – фиолетовая пирамидка с водой
9 – оранжевый кирпич

Тогда числа 000, 111, 222 и т. д. будут обозначаться самими синтагмами. А остальные числа надо собирать следующим образом: берем число, например, 431 и подбираем для него образ с цветом кувшина, материалом яблока и формой гвоздя, это будет, допустим, «красная роза».

400 – лиса
100 – слон
616 – золотая цепь
348 – зеленая керамическая треугольная тарелка
953 – оранжевый воздушный шар
720 – ширма, оббитая синим бархатом
027 – шляпа-цилиндр
903 – жареная куриная котлета
831 – редиска
464 – катушка с красными нитками

Естественно надо приложить немалую комбинаторную настойчивость и воображение, чтобы подобрать образы, которые не повторяются (красная роза, желтая роза, белая роза), но в целом это возможно. Кроме того, можно выбрать и другие парадигмы более подходящие для данной цели.
7. Продолжая обсуждение парадигм и синтагм, стоит заметить, что человек знающий определенную область (математику, биологию, товароведение), лучше запоминает информацию, относящуюся к этой области. Это происходит как раз в силу развитой системы парадигм. Он часто встречается с теми предметами, которые для других на одно лицо. И у него формируется некая смыслоразличительная матрица, которая позволяет более тонко схватывать и структурировать первичную нечеткую информацию.
8. Парадигмы носят не обязательно характер представления или мысли, они могут быть на уровне восприятия. Например, в китайском языке звуки различаются тонами. Русский же человек не воспринимает их на слух. В процессе обучения у него формируются парадигмы восприятия, и он начинает чувствовать разницу.
9. И наоборот, некоторые парадигмы могут быть утрачены вследствие сознательного неиспользования, экономии ментальной энергии. Многие сознательно обобщают веще, чтобы не отвлекаться по мелочам. Известно, что дети способны различать «лица» лемуров, взрослые же утрачивают эту способность.
10. Стоит сказать несколько слов, почему нечеткие образы с трудом поддаются вспоминанию. Дело в том, что для того чтобы что-то вспомнить, необходимо подобрать ключ (см. Забывание), соответствующий целевой информации. Когда целевая информация является четкой, ключ также имеет четкую структуру. Если же целевая информация нечеткая, то и ключ требуется соответствующий. Но манипулировать нечеткой информацией достаточно сложно, так как она состоит из огромного числа деталей, а, как известно среднее число деталей, которое может удерживать человек равняется 7 плюс/минус 2. Чтобы удерживать нечеткий образ необходимо распараллеливать внимание равномерно, иначе говоря, деконцентрироваться. Но это уже тема для отдельной статьи.

Комментариев нет: