понедельник, 15 августа 2011 г.

Структура Храма

В предыдущей статье я описал разрозненный набор методов (см. Зачем нужен Храм?) позволяющих решить ряд проблем (см. Проблемы классической мнемоники). Однако из этого набора все еще до конца не ясно как действует корейская мнемоника. В этой статье я пойду дальше и опишу структуру Храма и место каждого описанного метода в этой структуре.

1. Храм имеет два главных компонента: видимая структура и скрытая структура. Видимая структура – это набор воображаемых объектов, зданий, заборов, ворот, деревьев. Все эти видимые объекты склоняют неискушенного мнемоники в сторону понимания Храма как набора мест для размещения образов по классической методике Цицерона. Но есть и второй компонент, скрытая структура, который собственно и составляет сущность Храма. Эта скрытая структура подобна языку, вроде она есть, но ее невозможно увидеть иначе, как через речь. Известный лингвист Фердинанд де Соссюр разделил речевую деятельность на язык (langue) и речь (parole). Язык – это набор правил, некая конвенция, связывающая слова с их значениями и задающая правила их объединения в предложения в форме грамматике. Речь – это конкретный акт использования языка. Другой известный семиотик Умберто Эко в какой-то своей работе предложил рассматривать память как систему коммуникации, некий язык для передачи сообщений самому себе из прошлого в будущее. Развивая эти идеи, мы будем рассматривать деятельность по созданию и использованию Храма как речевую деятельность некого мнемонического языка. Это позволит нам провести аналогии между Храмом и естественным языком (см. рисунок 1).



Рисунок 1. Аналогии между Храмом и языком


2. То, что мы, так или иначе, запоминаем с помощью Храма, составляет самый нижний уровень пирамиды – информацию. Как видно из рисунка эта информация аналогичная тексту естественного языка и покрывает то, что Соссюр называет речью. Остальные уровни пирамиды (постройки, синтагмы, парадигмы, ключи и числа) обслуживает эту речь, позволяя эффективно передавать сообщения себе же в будущее. Все это за исключением чисел составляет язык по Соссюру и имеет аналогии в естественном языке. Числа – это то, чего нет в естественном языке, числа стоит понимать скорее как порядок на основе математики, это также может включать геометрию и логику. Естественный язык не строится на основе чисел, поэтому он не позволяет индексировать большие объемы информации.
3. Уровень чисел. Данный уровень нужен для того, чтобы работали генераторы мест. В идеале все, что есть в Храме должно быть получено порождающими алгоритмами генераторов. Объяснение очень простое: если у информации есть порождающий алгоритм, ее не надо запоминать. Она лишь будет кэшироваться в процессе ее использования, но если вдруг кэш будет забываться, всегда можно восстановить его, используя исходный генератор. Практически это значит, что вы должны иметь некие знания в элементарной математике, включая такие разделы как: теория чисел, комбинаторика, геометрия и прочее.
4. Уровень ключей. Во избежание путаницы данные ключи мы также будем называть фрактальными ключами, потому что термин ключ применяется и для обозначения сигнала в процессе вспоминания. Итак, фрактальные ключи – это буквы языка Храма, сами по себе они ничего не обозначают, но имеют потенциал создавать морфемы и слова Храма. В процессе описания метода генераторов мы выделили проблему соответствий. Где взять наборы соответствий для генерации (соответствия между числами и цветами, формами, материалами, стилями и пр.)? Данную проблему решают фрактальные ключи вместе с парадигмами. С одной стороны фрактальные ключи связаны с числами, с другой – с парадигмами (то есть, со свойствами предметов). В отличие от чисел фрактальные ключи всегда конечны и составляют наборы (10 ключей, 32 ключа, 100 ключей, 360 ключей и т.д.). Можно сказать, что это одновременно и цифры и буквы. В совокупности все наборы фрактальных ключей составляют фрактальную оболочку (см. Магия и фрактальные оболочки). Совокупность наборов фрактальных ключей должна быть устроена таким образом, чтобы реализовывать свойства фрактальной оболочки (квантование, группировка, преобразование, отображение, вкладывание). В виду того, что мы также должны использовать в качестве индекса естественный язык удобно, чтобы фрактальные ключи были связаны с буквами или звуками естественного языка. Как я уже говорил в статье про фрактальную оболочку, магико-философские системы предлагают нам наборы фрактальных ключей, хотя не очень удобную для целей мнемоники. Например: каббала (10 сефир, 22 буквы иврита, 72 имени шемхамфораш), книга перемен (64 гексаграммы, 8 триграмм), астрология (7 планет, 12 знаков зодиака), футарк (24 руны).
5. Уровень парадигм. Про парадигмы и синтагмы была отдельная статья (см. Парадигмы и синтагмы). Здесь остановлюсь на этом кратко. Парадигма – это категория, разбитая по фрактальным ключам. Например, если у нас есть 64 ключа на основе гексаграмм мы можем разбить категорию цвета, используя куб (см. Цветовой куб). Каждый ключ будет иметь свой цвет, причем ключ и цвет можно однозначно преобразовать друг в друга. Сопутствующая проблема – проблема разбивки категорий. Данная проблема решается с помощью числовых свойств ключей, однако, об этом позже.
6. Уровень синтагм. Парадигмы – это абстрактные свойства, которые не могут существовать сами по себе. Они всегда существуют в рамках синтагмы, это подобно тому, как морфема окончания глагола 2-ого спряжения 1-ого лица множественного числа не может быть сказана без глагола (допустим, «мы смотрИМ»). Все объекты в Храме должны быть синтагмами. Фактически это требование аналогично требованию естественного языка, которое говорит, что все слова должны состоят из букв данного языка. В русском языке не может быть звуков или букв английского языка. Исключение составляют копии реальных объектов. Это значит, что если вы строите здание, оно должно быть из материала, полученного на основе какой-то парадигмы какого-то фрактального ключа. В Храме не должно быть случайных объектов как в пространственной схеме или естественном языке, все должно быть строго упорядочено на основе генераторов, ключей и парадигм. Это делает Храм замкнутой аутопоэтической системой, которая воспроизводиться сама собой, как бы совершая цикл автоповторения. Надо обратить особое внимание, что синтагмы, как и слова естественного языка, бывают разных видов. Это не только предметные существительные, но также и глаголы (что делает?), наречия (как делает?), пространственные (где?) и временные (когда?) указатели и прочее. Все это может иметь свои парадигмы. Также следует сказать, что синтагмы не обязательно содержат информацию, которую мы запоминаем (уровень информации), они могут служить для грамматических целей, как некие вспомогательные элементы, например, в составе индексных построек.
7. Уровень построек. Под постройками, вообще говоря, понимаются вовсе не здания и сооружения, а любые элементы Храма, которые содержат грамматические правила использования синтагм Храма. Хотя конечно удобно считать, что отдельное здание выполняет отдельную функцию, но зачатую это не так. Одна функция может быть распределена на несколько зданий и наоборот одно знание может выполнять несколько не связанных функций. Уже рассматривая методы, позволяющие решать проблемы из предыдущей главы, мы видим, что постройки не всегда служат для хранения информации. Например, индексные постройки выполняют функцию преобразования информация, а не хранения. Могут быть и другие постройки, которые выполняют функции, которые вообще сложно понять, оперируя понятиями классической мнемоники. Например, постройки, обеспечивающие аутопоэзис, постройки для управления контекстом, постройки для поиска информации, постройки для восприятия информации, постройки для создания резервных копий информации. Или еще более замысловатые постройки вообще не относящиеся к памяти: постройки для изменения настроения, постройки для определения времени в реальном мире, постройки для самомотивации и прочее. И, конечно, есть постройки для хранения информации. Но следует помнить, что это не обязательно набор мест для размещения образов, ведь информация – это сложная штука.
8. Уровень информации. Информация в Храм попадает двумя методами: фокусным (текстуально) и фоновым (контекстуально). Есть основания полагать, что текстуальная информация обрабатывается левым полушарием, а контекстуальная правым. Как работает каждое из полушарий можно кратко уяснить, прочитав эти статьи: см. Левополушарный человек и Правополушарный человек. В рамках систем классической мнемоники мы имеем дело только с фокусным методом.
Фокусный метод прост для понимания, он обладает следующими свойствами:
1) ясность (фокус всегда ясно осознается),
2) сознательность (обработка информации происходит при участии нашего сознания),
3) последовательность (информация обрабатывается порция за порцией),
4) дискретность (информация разделена на элементы, обладающие четкой структурой),
5) одномодальность (каждый элемент информации содержит одну модальность, образ, звук, запах).
Фоновый метод наоборот сложен для понимания и, как правило, всегда игнорируется, он обладает следующими свойствами:
1) смутность (фон всегда смутный и размытый),
2) автоматизм (фон обрабатывается автоматически),
3) параллельность (фон обрабатывается сразу по всей поверхности),
4) непрерывность (фон представляет собой непрерывное поле),
5) мультимодальность (в фоне присутствуют все модальности)
Судя по всему, корейская мнемоника тяготеет к фоновому методу, вернее, адепт корейской мнемоники сначала должен освоить фокусный метод, но потом автоматизировать его и перейти к фоновому. Вспомните, в статье про Старый Храм (см. Старый Храм) я упоминал, что после прохождения цикла обучения, адепт должен был уничтожить свой Храм и начать запоминать все без него. Обработка информации как фокусным, так и фоновым методом зависит от конкретной конфигурации построек и вида информации и требует в каждой конкретной ситуации отдельного рассмотрения.
9. Теперь пробежимся по методам, изложенным в предыдущей статье:
1) Генераторы – реализуются с помощью чисел, ключей и парадигм.
2) Управление контекстом – специальные контекстные парадигмы (вроде погоды, освещения, настроения и пр.) и специальные постройки для управления контекстом (в Старом Храме эту функция выполняли Ворота и Тропинки).
3) Вставные точки – это просто дополнительные парадигмы внутри синтагм для повышения их различимости (например, базовая парадигма стены «красная» может быть уточнена вставными точками «шершавая фактура», «обои», «цветочный узор» и пр.).
4) Центровка – обеспечивается ядром Храма, набором базовых построек, с которыми мы всегда имеем дело (например, можно организовать в центре Храма набор индексных построек или сделать сам Храм в форме компаса Лопань).
5) Мультииндексирование – обеспечивается через многофункциональное использование синтагм и в том, числе через тот факт, что синтагмы состоят из нескольких парадигм, которые можно использовать для разных целей.
6) Аутопоэзис – уровень построек, ориентация построек на деятельность, постоянное нахождение в Храме.
7) Мультимодальные суррогаты – дополнительные парадигмы ключей.
8) Эталонные суррогаты – дополнительные парадигмы ключей.
9) Конфигурация хранилища – уровень построек, структура построек.
10) Комбинаторные шаблоны – дополнительные парадигмы ключей.
11) Индексные постройки – уровень построек, структура построек (в Старом Храме данную функцию выполняла Круглая Башня).
12) Естественные индексы – возможны разные варианты реализации (ключи, парадигмы, постройки).
13) Быстрый поиск – уровень построек, связи между синтагмами.
14) Медленный поиск – специальные контекстные парадигмы и постройка для их раскручивания (в Старом Храме данную функцию выполняли Сад и Лужа).
15) Постройки представления – уровень построек, специальная структура постройки.

6 комментариев:

Vlad Oleynick комментирует...

Aroan, а не припомните ли, о какой именно работе Эко идет речь? Хотелось бы познакомиться поближе.

Aroan комментирует...

Скорее всего об этом он говорит в "Отсутствующей структуре", хотя точно не скажу.

avers комментирует...

Вы описываете очень интересные вещи, спасибо за это. И если хоть в какой-то мере, описанные методы и структуры будут стандартизированы это сильно подготовит человека к нынешнему обилию информации. Хотелось бы попробовать осуществить запись в мозг этой методики записи в мозг.:-)

Aroan комментирует...

По мере возможностей буду выкладывать "стандартизацию" методов и структур.

Alex Sem комментирует...

То-есть мы запоминаем свойства из парадигм, связывая их с помощью фрактальных ключей с числами(уровень чисел). Или я чего-то не понял?

Aroan комментирует...

Вроде того. Свойства парадигм объединяются в синтагмы - это и составляет атомарный акт запоминания в Храме. В то время как свойства из парадигм в этот момент уже связаны с ключами, а ключи по сути своей уже являются числами.